Shape1.png
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня132
mod_vvisit_counterВчера149
mod_vvisit_counterНа этой неделе281
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе677
mod_vvisit_counterВ этом месяце2087
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце6015
mod_vvisit_counterВсего199014

Ваш IP: 54.158.7.152
Сайты вебмастера.
kavkazikona.ru Сайт иконописца Александры Майстренко.

Сейчас на сайте

Сейчас 74 гостей онлайн

Печать PDF

 Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая (+ 250/256), преподобномученица.

 

Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили - Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.

Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [2].

Так-как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.

В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [3], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [4].

На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни - упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [5] и Мстиславова Евангелия конца XI - начала XII века [6]. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [7], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [8]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [9]. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [10]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [11]. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [12], озаглавленное как "Житие Анастасии Солунской" [13]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

This content has been locked. You can no longer post any comment.