Shape1.png
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня237
mod_vvisit_counterВчера195
mod_vvisit_counterНа этой неделе534
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1154
mod_vvisit_counterВ этом месяце5011
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце4725
mod_vvisit_counterВсего186286

Ваш IP: 54.224.128.175
Сайты вебмастера.
kavkazikona.ru Сайт иконописца Александры Майстренко.

Сейчас на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн

Новости православия

Вход




Печать PDF

Рождественский пост: советы и ответы священников

Игумен Арсений (Соколов): Голодный человек=злой человек?

Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер.
Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой!


Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений. В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его.

Игумен Петр (Мещеринов): Не превращать христианство в Религию Еды

Главное искушение поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка постного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения, о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент  постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.
Избежать ошибок и искушений поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские постные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.
Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

This content has been locked. You can no longer post any comment.