Shape1.png
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня27
mod_vvisit_counterВчера128
mod_vvisit_counterНа этой неделе155
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе367
mod_vvisit_counterВ этом месяце3081
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце6617
mod_vvisit_counterВсего190786

Ваш IP: 54.167.254.78
Сайты вебмастера.
kavkazikona.ru Сайт иконописца Александры Майстренко.

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Новости православия



1

                 Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении «Милость мира», исполняемом в этот момент, пойдёт речь.

 Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника, призывающего верующих к усиленному благоговению: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». По-русски: «Будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем в мире и с благоговением возносить святое возношение». Ключевое слово здесь –«возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».

В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: «Милость мира, жертву хваления». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.

Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.

Важно правильно понять следующий возглас: «Горе имеем сердца». Слово «горе», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» и не имеет никакого отношения к слову «гора». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.

«Имамы ко Господу», – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.

Далее священник призывает: «Благодарим Господа».

«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней  и Нераздельней», – отвечает хор. За что же мы прославляем и благодарим Господа? Священнослужитель от лица всех, во-первых, прославляет бесконечные совершенства Триединого Бога, Его всемогущество, премудрость и благость; во-вторых, благодарит Бога за сотворение и искупление нас; в-третьих, за постоянные Его благодеяния к нам известные и неизвестные; в-четвертых, за то, что Он приближает нас грешных к Себе через Св. Причастие и принимает наше это служение, хотя Его окружают, Ему служат чистейшие, святейшие духи, серафимы, херувимы и др. ангелы, постоянно «поющие, вопиющие, взывающие и говорящие» Ему песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Поэтому священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» - этой песнью евреи встречали царей и других знаменитых мужей, посылаемых Богом для избавления народа от бедствий. Ею же встречали Иисуса Христа во время торжественного входа в Иерусалим. Этим же приветствием и мы, христиане, приветствуем Иисуса Христа, Виновника всех благ, невидимо сходящего в храм, принести Себя в жертву Богу Отцу для спасения людей.

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов», –возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.

И затем: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.

И далее воздевая руки, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: «приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства».

Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится!  Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В дореволюционной России в это время звонили в колокол, чтобы оповестить всех, не присутствующих в храме, о том, что совершается великое таинство, и поэтому всем нужно усердно молиться о ниспослании Святого Духа на них самих и читать молитву: «Царю Небесный». Известно, что во время пения «Тебе поем, Тебе благословим…» - Святой Дух нисходит на предложенные на престол дары, освящает их и творит хлеб в Пречистое Тело, а вино в Честную Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия,  доступные нам. В это время священнику, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, предстоят ангелы и весь престол наполняется небесными силами. Страшная, великая минута! Молитва должна быть усиленной! Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.

После по преимуществу перед всеми святыми, прославляется наша Заступница Матерь Божия: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородицы и Приснодеве Марии». И хор поет «Достойно есть…», а все верующие в это время должны усердно поминать в молитве всех своих родных, благодетелей, живых и мертвых, и особенно за врагов ваших.

2

Затем священник произносит возглас: «В первых помяни Господи…». Присутствующие в храме , припоминая в молитве и своих родных, и знакомых. Заканчивают возглас пением: «И всех(мужчин), и вся(женщин)», т.е. помяни, Господи, всех мужчин и всех женщин.

Все это священнодейство священнослужитель оканчивает  двумя возгласами, в одном из которых молит Бога даровать нам единодушие к прославлению пречистого имени Его, а в другом преподает благословение народу от имени Иисуса Христа: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Приготовление верующих ко Святому Причащению начинается с просительной ектении,  в которой верующие призываются к более достойному, благоговейному причащению. Святая Церковь молится, чтобы Господь ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа.

«Учение о православном богослужении»

прот. Василий (Михайловский)

С.-Петербург, 1889

 

Интересная статья? Поделись ей с другими: