Shape1.png
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня130
mod_vvisit_counterВчера149
mod_vvisit_counterНа этой неделе279
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе677
mod_vvisit_counterВ этом месяце2085
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце6015
mod_vvisit_counterВсего199012

Ваш IP: 54.158.7.152
новости рк

Сейчас на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн


Литургия верных

Литургией верных называют ту часть литургии, на которой дозволяется присутствовать только верным, т.е. православным, состоящим в общении со св. Церковью.

На литургии верных в священнодействии вспоминается Тайная Вечеря Спасителя нашего, Его страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.

Литургия верных начинается словами: «Елицы верни: паки и паки миром Господу помолимся». После двух кратких ектений поется при открытых Царских вратах Херувимская песнь (во время пения миряне могут читать про себя известные им молитвы, а особенно псалом 50-й «Помилуй мя Боже»):

«Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. – Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа».

(Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь животворящей Троице, отложим теперь всякую заботу о житейском, чтобы нам принять Царя всех, Которого невидимо с торжеством сопровождают ангельские чины, воспевающие Ему: Аллилуиа.)

*Т.к. в херувимской песни внушается забыть все житейское, то церковным уставом запрещается после нее выходить из церкви.

*Чинов ангельских девять: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, херувимы и серафимы. Ангелы ближе всех чинов к нам, а серафимы ближе всех ангельских чинов к Господу Богу.

Посреди херувимской песни делается Великий вход, т.е. перенесение даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время Великого входа вспоминают всех, от кого и за кого принесены дары. После произносится ектения, в которой просим, чтобы Господь освятил только что принесенные и предложенные честные дары.

После перенесения даров наступают важные минуты, в которые все присутствующие в храме, истинно верующие, должны забыть все земное и иметь набожное настроение мыслей, чтобы в мире со всеми и с чистою душой приобщиться Святых Таин. Поэтому священнослужитель приглашает верующих к соединению братской любви: «Возлюбим друг друга, да единомыслием(с одинаковыми мыслями) исповемы(нам исповедать). А клирос добавляет, что мы должны исповедать: «Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

Священнослужитель возглашает: «Двери! Двери!», т.е. охраняйте двери. В первенствующей церкви эти слова были обращены к диаконам, иподиаконам и пономарям, стоявщим у церковных дверей, чтобы они не дозволяли входить никому из недостойных присутствовать при совершении евхаристии, равно как и верующим выходить из церкви в такие важные минуты. В настоящее время этот возглас побуждает нас заграждать вход в душу дурным мыслям и впечатлениям в такие святые минуты. Между тем как объявлялось охранять двери строго, завеса в Царских вратах отнималась. Это означается, что в наступающие минуты оставшиеся в храме верующие нпрямо, непосредственно, единым сердцем и устами могут произнести свою «присягу», т.е. исповедать своб веру пред самым престолом Божиим: «Верую во единаго Бога».

После священнослужитель читает особые молитвы, а клирос поет так называемую «Милость мира» (об этой части богослужения речь шла в 12 выпуске).

Приготовление верующих ко святому причащению начинается с просительной ектении, в которой возбуждаются верующие к более достойному, благоговейному причащению. Затем бывает возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати».Священник молит Бога о том, чтобы Он удостоил нас грешных и недостойных, не в осуждение наше называть и призывать Его, Всесвятого Бога (нашим) Отцем и произнести молитву, данную нам Спасителем: «Отче наш…».

После Царские врата завешиваются и священник произносит возглас: «Вонмем!.. Святая святым!», т.е. к приобщению святых даров могут приступать только святые, очистившие свою душу покаянием в грехах. На это молящиеся в храме отвечают: «Един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь!». Этими словами христиане сознаются, что все они сами по себе н имеют должной чистоты для приобщения святых даров, но получают освящение от Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Во время пения причастна в алтаре причащаются святых даров священнослужители. Затем отверзаются Царские врата и выносятся святые дары. Это означает Воскресение Христово.

Призываются к приобщению миряне: «Со страхом Божиим и верою приступите».Стоявшие в храме, при появлении святых даров, созерцая как бы Самого Воскресшаго Господа, благоговейно поклоняются им, и приветствуют явление Господне словами: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам!» и затем приступают к святому причащению. После приобщения мирян священнослужащий возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» (т.е. православных). Затем клирос поет: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть» (Мы увидели истинный свет, приняли Святого Духа, нашли истинную веру – поклоняемся нераздельной Троице, ибо Она спасла нас).

Возглас: «Всегда: ныне и присно, и во веки веков» напоминает нам обещание воскресшаго Спасителя пребывать с верующими всегда: ныне и присно. В этот момент происходит приподнятие Чаши последний раз на Литургии. Это напоминает нам о вознесении Спасителя с горы Елеонской, откуда облако скрыло Его от учеников. Затем поется: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститеся Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа» (Уста наша да будут заняты прославлением Тебя, Господи, чтобы нам воспеть Твою славу за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих, святых, божественных, бессмертных и подающих нам жизнь Тайн; сохрани нас достойными Твоей святыни, чтобы нам каждый день учиться Твоей праведности. Аллилуиа).

По приобщении святых даров, произносится благодарственная ектения и приглашения священника к народу: «с миром изыдем». Стоящие в храме хотят оставить храм не иначе как только «о имени Господнем», т.е. благословения Божия. Поэтому священник выходит за амвон в среду молящихся и читает молитву для преподания им Божия благословения. Вскоре после заамвонной молитвы от имени Господа христианам, готовящимся выйти из храма, священник преподает благословение: «Благословение Господне на вас».

Литургия заканчивается пением многолетия патриарху, правящему архиерею и всем православным христианам.

По окончании Литургии в храме иногда раздается антидор (те части просфоры, которые остаются на жертвеннике от первой просфоры(агничной), приготовляемой на проскомидии для освящения). Антидор стали раздавать по следующим причинам: с обной стороны, в воспоминание о вечере любви, которая в древности совершалась после Божественной Литургии, а с другой стороны, антидор вместо освященных даров раздается христианам , не вкушавшим пищи до обедни, и бывшим в церкви, но, по слабости человеческой, не приготовившимся ко святому причащению.

«Учение о православном богослужении»

прот. Василий (Михайловский)

С.-Петербург, 1889

Интересная статья? Поделись ей с другими: