Shape1.png


На вечерне изображаются главные события священной истории Ветхого Завета, относящиеся к искуплению; поются песни в честь Спасителя, Божией Матери и Святых и приносится молитва о наших нуждах.

На всенощном бдении в начале вечерни отворяются Царские врата. Диакон (если он есть) испрашивает у настоятеля благословения начать службу: «Владыко! Благослови».  Священник в алтаре перед престолом Божиим прежде всего возглашает славу Богу: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Потом священник принимает кадило, диакон – свечу, и оба призывают всех поклониться Христу, Царю и Богу нашему, как виновнику спасения падшего человечества. 

На клиросе поют 103 псалом Давидов о сотворении мира, об объявлении в мире всемогущества, премудрости и благости Божией. «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи! Боже мой! Возвеличился еси зело… На горах станут воды. Посреде гор пройдут воду…»

Во время пения этих стихов 103-го псалма, священник с кадилом, а диакон со свечею обходят и кадят сначала св. алтарь, потом св. иконы, далее всю церковь с молящимися в ней, и возвращаются в алтарь в то время, когда на клиросе пение оканчивают словами: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси! Слава Тебе, Господи, сотворшему вся!». Священник с диаконом входят в алтарь, и затворяются царские двери.

Начало всенощной изображает сотворение мира и жизнь первых людей в раю. Они наслаждались в раю полным блаженством; а потому в избытке радости и благодарности славили Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу. Вот это-то блаженное состояние нашего прародителя Адама в раю на земле и вспоминается первым возгласом священника, славящим Бога вышняго, и хождением его по храму с кадилом благоуханным и со свечею, которую впереди несет диакон. Это торжественное хождение изображает жизнь и хождение Адама в раю; а пение певчими хвалебного псалма о сотворении мира изображает благодарные и радостные чувствования души Адама, при взгляде его на только что сотворенный Божий мир. Свет на свече означает радость и напоминает о первом свете, появившемся в мире; дым, из кадила выходящий, напоминает то время, когда Дух Святый носился над водою при сотворении мира. 

Недолго первые люди были в раю. Они не послушались заповеди Божией, за это были изгнаны из рая. На земле, лишившейся благословения Божия, для Адама и для потомства его все изменилось к худшему. В бедственном положении Адаму и потомству оставалось только каяться в сделанном грехе и просить помилования и защиты у Господа. Вот это душевное состояние и нужды Адама, а вместе с ним и нужды всех нас грешных изображаются в первой, так называемой, великой ектеньи, которая произносится диаконом прямо против царских, уже затворенных дверей алтаря, как потерянного рая. На всякое из прошений диакон во время ектеньи, хор отвечает, а в древнее время и все молившиеся в храме: «Господи, помилуй!». Это краткое общее прошение есть молитвенное, постоянное воздыхание всего падшего человеческого рода. По окончании великой ектеньи священник всегда исповедует Божие могущество и благость и восхваляет Святую Троицу, произнося следующий возглас: «Яко (т.е. потому что) подобает Тебя всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

После возгласа священника обыкновенно поются стихи из 1, 2 и 3 псалмов: 1-й стих – «Блажен муж». Во всех этих стихах излагаются две мысли: во-первых, изображается раскаяние Адама в грехах, сожеление Адама о потерянном рае (Пс.1, 1) и надежда на Избавителя (Пс. 3, 9); во-вторых, как бы из уст Адама предлагается поучение потомству о всецелом послушании воле Божией (Пс. 2, 11).

«Господи воззвах» поется с мыслью напомнить людям, что без благодати Божией трудно жить на земле; нам постоянно и днем и ночью нужна Божественная помощь. Это-то душевное состояние изображается словами псалмопевца Давида, когда он сам в жизни тоже подобно нам видел много горя и нужды, был гоним врагами, был во мраке пещеры в стеснительных обстоятельствах и оттуда взывал: «Господи! Воззвах к тебе».  Во время пения «Господи воззвах» зажигаются местные свечи, в ознаменование того, что ветхозаветная церковь чрез закон Моисеев получила большее благолепие в своем богослужении, и вместе с тем получила более ясные и светлые познания о будущем Искупители мира; и от того у евреев светлее стало на душе.

В это же время диакон кадит св.алтарь, иконостас и предстоящих людей, с одной стороны в напоминание нам о ветхозаветных жертвах и курениях во время вечернего богослужения, а с другой стороны каждение икон составляет видимое выражение как наших молитв к Богу и святым, так и почитания их.

 «Учение о православном богослужении»

прот. Василий (Михайловский)

С.-Петербург, 1889.

На вечерне изображаются главные события священной истории Ветхого Завета, относящиеся к искуплению; поются песни в честь Спасителя, Божией Матери и Святых и приносится молитва о наших нуждах.

На всенощном бдении в начале вечерни отворяются Царские врата. Диакон (если он есть) испрашивает у настоятеля благословения начать службу: «Владыко! Благослови».  Священник в алтаре перед престолом Божиим прежде всего возглашает славу Богу: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Потом священник принимает кадило, диакон – свечу, и оба призывают всех поклониться Христу, Царю и Богу нашему, как виновнику спасения падшего человечества.

На клиросе поют 103 псалом Давидов о сотворении мира, об объявлении в мире всемогущества, премудрости и благости Божией. «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи! Боже мой! Возвеличился еси зело… На горах станут воды. Посреде гор пройдут воду…»

Во время пения этих стихов 103-го псалма, священник с кадилом, а диакон со свечею обходят и кадят сначала св. алтарь, потом св. иконы, далее всю церковь с молящимися в ней, и возвращаются в алтарь в то время, когда на клиросе пение оканчивают словами: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси! Слава Тебе, Господи, сотворшему вся!». Священник с диаконом входят в алтарь, и затворяются царские двери.

Начало всенощной изображает сотворение мира и жизнь первых людей в раю. Они наслаждались в раю полным блаженством; а потому в избытке радости и благодарности славили Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу. Вот это-то блаженное состояние нашего прародителя Адама в раю на земле и вспоминается первым возгласом священника, славящим Бога вышняго, и хождением его по храму с кадилом благоуханным и со свечею, которую впереди несет диакон. Это торжественное хождение изображает жизнь и хождение Адама в раю; а пение певчими хвалебного псалма о сотворении мира изображает благодарные и радостные чувствования души Адама, при взгляде его на только что сотворенный Божий мир. Свет на свече означает радость и напоминает о первом свете, появившемся в мире; дым, из кадила выходящий, напоминает то время, когда Дух Святый носился над водою при сотворении мира.

Недолго первые люди были в раю. Они не послушались заповеди Божией, за это были изгнаны из рая. На земле, лишившейся благословения Божия, для Адама и для потомства его все изменилось к худшему. В бедственном положении Адаму и потомству оставалось только каяться в сделанном грехе и просить помилования и защиты у Господа. Вот это душевное состояние и нужды Адама, а вместе с ним и нужды всех нас грешных изображаются в первой, так называемой, великой ектеньи, которая произносится диаконом прямо против царских, уже затворенных дверей алтаря, как потерянного рая. На всякое из прошений диакон во время ектеньи, хор отвечает, а в древнее время и все молившиеся в храме: «Господи, помилуй!». Это краткое общее прошение есть молитвенное, постоянное воздыхание всего падшего человеческого рода. По окончании великой ектеньи священник всегда исповедует Божие могущество и благость и восхваляет Святую Троицу, произнося следующий возглас: «Яко (т.е. потому что) подобает Тебя всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

После возгласа священника обыкновенно поются стихи из 1, 2 и 3 псалмов: 1-й стих – «Блажен муж». Во всех этих стихах излагаются две мысли: во-первых, изображается раскаяние Адама в грехах, сожеление Адама о потерянном рае (Пс.1, 1) и надежда на Избавителя (Пс. 3, 9); во-вторых, как бы из уст Адама предлагается поучение потомству о всецелом послушании воле Божией (Пс. 2, 11).

«Господи воззвах» поется с мыслью напомнить людям, что без благодати Божией трудно жить на земле; нам постоянно и днем и ночью нужна Божественная помощь. Это-то душевное состояние изображается словами псалмопевца Давида, когда он сам в жизни тоже подобно нам видел много горя и нужды, был гоним врагами, был во мраке пещеры в стеснительных обстоятельствах и оттуда взывал: «Господи! Воззвах к тебе».  Во время пения «Господи воззвах» зажигаются местные свечи, в ознаменование того, что ветхозаветная церковь чрез закон Моисеев получила большее благолепие в своем богослужении, и вместе с тем получила более ясные и светлые познания о будущем Искупители мира; и от того у евреев светлее стало на душе.

В это же время диакон кадит св.алтарь, иконостас и предстоящих людей, с одной стороны в напоминание нам о ветхозаветных жертвах и курениях во время вечернего богослужения, а с другой стороны каждение икон составляет видимое выражение как наших молитв к Богу и святым, так и почитания их.

 «Учение о православном богослужении»

прот. Василий (Михайловский)

С.-Петербург, 1889

Интересная статья? Поделись ей с другими: